"Дополнение-то не очень!" – продолжение обзора XCOM: Enemy Within
(с) Из учебника по тактической подготовке оперативников XCOM.
Мой обзор, опубликованный в конце октября, по сути, как ни странно, оказался вполне законченным продуктом, и судить по игре можно было ещё тогда. По крайней мере, по качеству игры и дополнения. Однако, как бы мы хорошо не относились к вышедшему уже довольно давно XCOM: Enemy Within, не остановиться на своих претензиях к нему, я всё же не смог.
Что было одной из главных проблем XCOM: Enemy Unknown? Игрок, который провёл в боях с инопланетной нечистью более двадцати часов, с уверенностью заявит об однообразии игры. Тот, кто провёл больше, просто сплюнет. Бои велись по одной и той же, отличающейся крайним однообразием, схеме – и небольшой дисбаланс в этот отлаженный поток скуки вносили, и то лишь чуть, сюжетные задания и некоторые поручения Совета. Казалось бы, Enemy Within должен был пригасить этот поток, поставив на пути скуки дамбу, однако, миссия на дамбе выглядит слишком пророчески – в конце её всё равно прорвёт, как бы вы не старались. Так и в самой игре, слишком уж геймплей остался схожим по впечатлениям с тем, что было год назад, чтобы не наскучить уже в средней фазе игры.
Особым магнитом для игроков была, конечно, "тайная война" с Exalt и, соответственно, финальная развязка всей этой заварушки. К сожалению, именно это оказалось и самым слабым местом дополнения – откровенно на низком уровне сделанная финальная миссия, в которой креатива Firaxis хватило лишь на трон главного злодея и геосферу, такую же, как и у самого XCOM. На главного злодея, супермутанта, оверлорда или вообще Мистера Зло сил уже не хватило. Вообще, по мере игры, постоянно возникает ощущение недоделанности происходящего. Разрекламированный Мехтоид оказался разновидностью Кибердиска (очень тяжёлая аналогия, понимаю); не разрекламированный Искатель не мог доставить неприятностей даже на "терминаторе" – и... всё? Дополнение откровенно провисает уже к середине игры, не способное предоставить ни новых ощущений, ни новых впечатлений. Стоит отметить, конечно, кипу новых карт, среди которых есть, например, очень впечатляющие (особенно, графически). У меня тут даже есть особая пометка – африканские саванны. Да, над новыми картами поработали, но алгоритм их ротации настолько странный, что мне постоянно выпадала карта с заправкой, раз за разом. Вполне возможно, что некоторые я так и не увидел, но вот саванны меня впечатлили.
Интеллект противников, которым оригинал также не мог похвастаться, был окончательно погублен, убит и порезан на кусочки. Искатель, который задумывался как бесшумный убийца, цепляющий одиночек, в итоге просто прячется где-то до поры, до времени, а потом резко появляется в самом центре отряда XCOM, получая люлей от всех сразу или поодиночке, и не умеет взаимодействовать с отрядами других пришельцев; Мехтоид постоянно рвётся в ближний бой не смотря на свой сильный урон и хорошую точность. Вместо того, чтобы добить моего самого сильного и раненого бойца, стоящего в метре от него, он внезапно начинает шмалять по МЭКу с полной броней. Возможно, придираюсь, но впечатление складывается гадостное.
А ещё вместе с дополнением пришли вылеты – не очень частые, но поддающиеся статистике. Возможно, на данный момент их уже исправили, но их наличие я запомнил. XCOM: Enemy Unknown мне, наоборот, запомнился тем, что ни разу не вылетел за все часы, Enemy Within же вылетал регулярно.
"Враг изнутри", "враг внутри", "враг среди нас" – дополнение можно было перевести по-разному, но основой служило то, что организация XCOM столкнётся с неким "внутренним врагом", перерастая из мелких стычек в масштабное противостояние, однако... что линия предтечей, что сам Exalt, что заигрывания с "составом" – всё это не дотягивает до того, на что лично надеялся я. От Exalt всё же ожидания были получить что-то большее, нежели несколько (по первому разу) интересных миссий,а именно: более глубокий сюжет и действительно доставляющие проблемы трудности. Когда видишь на экране надпись: "в результате диверсии террористы украли у вас 2 кредита" (а иначе, на сложности выше средней быть просто не может), хочется смеяться. Над самими "экзольтцами" действительно хочется смеяться очень часто – на одной из карт я насчитал более 50 трупов этих неудачливых террористов – воистину, с таким финансированием, с такими людскими ресурсами (а я напомню, что "экзольтцев" в десятки-сотни раз больше, чем "икскомцев", а если добавить, что технологически они сопоставимы, то возникает вопрос, какая такая сила финансирует этих горе-злодеев).
Финальным гвоздём, конечно, послужат неисправленные, ещё "оригинальные" косяки. Первым Джокером в колоде всеми противниками XCOM: Enemy Unknown в своё время был заявлен неудачный перевод и озвучка. Дополнение расширило эту оказию, оставив перевод и озвучку ровно на том же уровне. Ситуацию немного разряжает выбор "языка звучания" бойца, но по сюжету пришельцев всё равно продолжают обзывать "лунатиками". Ляпов в духе "ой, не получилось, давайте перезапишем... вижу лунатиков!", слава богу, не было, но к самому переводу есть претензии, которые, в связи со знанием того, как на самом деле заставляют переводить – речь про перевод сухого текста, в отрыве от контекста, где максимум, что себе позволяет создатель игры, это прислать нечто вроде: Jack say: i see! или перлов вроде "пришельцы закрыты", а не "пришельцы рядом" – всё же позволяют относиться к локализациям со снисхождением.
Хрупкие корабли пришельцев. Я могу понять, когда МЭК проламывает стены домов, сносит сами дома, раздирает на части машины и взрывает их, но когда он это проделывает с обшивкой инопланетного, минуточку, космического корабля... нелогичность, впрочем, прослеживается и с построением стрельбы. Практически всегда за один выстрел считается тройной залп из оружия, однако на пути выстрела разрушается только одно укрытие, а эта забавная штука, когда о том, что попали мы во врага или нет, мы узнаём ещё до того, как первый выстрел долетает до противника, что безо всяких намёков ясно даёт нам понять о смысле всей этой стрельбы. Или когда весь такой пафосный из себя Тяжёлый Пехотинец встаёт из-за укрытия с базукой наперевес... прямо в стену, откуда оперативно стреляет, после чего спокойно прячется обратно.
Кто ответит за то, что шикарную миссию с эпидемией Хризалидов ограничили всего одной миссией? Кто этот подлец, ответьте мне? Почему задание с нападением на нашу базу так убого закончилось? Почему "Предтечи" так убого заканчиваются? ПОЧЕМУ всё в игре так убого заканчивается? Почему жирный намёк на "игрушки Дьявола" в итоге не обыгрывается вообще никак? Эти вопросы, на которые никто, похоже, не ответит...
В общем, несмотря на лёгкий налёт разочарованности, XCOM: Enemy Within – всё ещё хорошее дополнение, которое следует иметь в своей коллекции. Несмотря на все "но"...